Клиники Москвы
Район:
Услуга:
Станция метро:
Ценовая категория:
Поиск по названию:
Рекомендуемые товары
1
1


Рассылка

Главная / Статьи / Детская психика и компьютер

Детская психика и компьютер

 

Обучающие компьютерные игры для детей способствуют развитию важных навыков: усидчивости, сообразительности и внимательности. Но психологи предупреждают: чрезмерное увлечение может привести к тому, что со временем ребенок перестанет фантазировать, ему будет трудно анализировать и обобщать информацию.

 

Наш консультант - Елена Нагула, практикующий психолог, специалист Всеукраинского института интегративной психологии и психотерапии

Исключить компьютер из современной жизни практически невозможно. Но если мы, взрослые, делаем свой выбор осознанно, то наши дети стали «цифровым поколением» помимо нашей воли. Ребенку, безусловно, нравится играть с компьютером, ведь он никогда «не устает, не обижается». В этом и кроется большая опасность для психики малыша: очень скоро он начинает ассоциировать технику с другом. А это может привести к эмоциональной незрелости и общей безответственности.

 

Как найти золотую середину?

 

Во-первых, сразу установите лимит занятий за компьютером и старайтесь его придерживаться.

Во-вторых, не предлагайте ребенку «поиграть» на компьютере - лучше ориентируйте его на получение новых знаний, навыков («давай учиться считать»). Делайте акцент на том, что не компьютер, а мама и папа с помощью компьютера обучают сына/дочь. И тогда у вашего чада будет формироваться отношение к компьютеру как к инструменту по достижению определенных знаний.

В-третьих, никогда не используйте компьютер как способ поощрения или наказания.

 

Дисциплина и компьютер

 

Если ребенок не приучен к дисциплине, управлять его пристрастием будет очень трудно. Поэтому напомним правила, с помощью которых можно научиться поддерживать дисциплину без конфликтов. 

1. Правила и требования обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. 

2. Правила должны быть гибкими и их не должно быть слишком много. 

3. Родительские требования не должны противоречить жизненным потребностям ребенка (в движении, в познании, в общении, в игре).

4. Правила должны быть согласованы между всеми взрослыми членами семейства. 

5. Интонация, с которой произносится запрет, должна быть разъяснительной и дружественной, а не принудительной.

 

Какие игры выбрать?

 

Для дошкольников и учеников младших классов

Выбирайте логические игры. Они прекрасно развивают навыки логического мышления и представляют собой несколько головоломок (перестановка фигур, составление рисунка). Эти игры ставят перед собой задачу обучения дошкольников в игровой форме чтению, счету, письму. Составлены они (если, конечно, это качественный лицензионный продукт - а другой вас не должен интересовать!) так, что все эпизоды заведомо разбиты на временные отрезки. Это позволяет малышу успеть выполнить задание, но не злоупотребить временем пребывания у монитора.

 

Для детей среднего школьного возраста

Прекрасно подойдут приключения. На обложке иногда пишут «адвентурные». Это, по сути, мультик, которым можно управлять. Здесь нужно обладать сообразительностью, логикой, быстротой реакции. Такие игры обычно имеют несколько уровней сложности. Проследите за тем, чтобы игра была достаточно (но не слишком!) сложной для вашего школьника, иначе он зря потратит свое время.

 

Для детей старшего школьного возраста

Стратегии - это управление войсками, энергией, ресурсами, необходимо осуществлять планирование, разрабатывать стратегию. Такие игры хорошо развивают усидчивость, способности к обобщению, стратегическому мышлению.

 

Ролевые игры - поиски клада, артефакта, заклинания. В распоряжении игрока персонажи, наделенные определенными функциями и задачами. Все они хитростью или силой должны преодолеть множество препятствий. Если игрок сумеет использовать персонажи в нужном месте и в нужное время - победа! Однако будьте бдительны: именно такие игры чаще других могут вызывать психологическую зависимость.

 

Детям в любом возрасте противопоказаны

Симуляторы. Игра имитирует работу разнообразных технических средств (самолеты, танки, вертолеты, поезда, подводные лодки, что угодно). Симуляторы успешно используются в процессе обучения космонавтов, подводников, пожарников и даже хирургов. Неврологи советуют вообще исключить их из «детского рациона».

3D-Action - трехмерная графика, множество спецэффектов. Конечно, такой продукт не может не нравиться детям! Но... да простят нас создатели этих развлечений, все специалисты единогласны в категоричном «нет!».

 

Несколько важных советов

 

1. Не прерывайте игру, пока ребенок не завершил эпизод. Ощущение завершенного дела, успеха очень важно. 

2. Объясните ребенку (а главное, поймите сами!), что игра не может заменять или откладывать «на потом» сон, прогулку, еду, общение с друзьями. 

3. Когда ребенок находится за компьютером, вы должны быть рядом. Не стоит рассматривать это время как свободное для себя. 

4. Не занимайтесь с ребенком за компьютером во второй половине дня.

 

Так вы лишите его нормального сна, ведь кора головного мозга еще в течение трех часов после завершения таких занятий «дает ответ» (это подтверждают данные энцефалограммы). В результате сон становится неглубоким, прерывается, что чревато истощением нервной системы.